+38 (057) 781-12-60
+38 (095) 479-79-09

О совпадении дат в приказах и билетах командировочных

Минфин приказом от 07.07.2012 г. № 807 внес изменения в хорошо известную всем бухгалтерам Инструкцию о служебных командировках в пределах Украины и за границу (далее — Инструкция). Коротко отметим внесенные новшества.

1. Даты на билетах. В п. 8 раздела I Инструкции появился новый (второй) абзац:

«Дата на транспортному квитку (вибуття транспортного засобу з місця постійної роботи відрядженого працівника) має збігатися з датою вибуття працівника у відрядження згідно з наказом про відрядження. Дата на транспортному квитку (прибуття транспортного засобу до місця постійної роботи відрядженого працівника) має збігатися з датою прибуття працівника з відрядження згідно з наказом про відрядження».

В чем смысл новой нормы — понять непросто. Может, минфиновские нормотворцы хотели просто навести порядок в документации хозяйствующих субъектов, а заодно потребовать соблюдения производственной и служебной дисциплины? Дескать, ежели в приказе прописано, что работник обязан вернуться такого-то числа, так неча пить-гулять в чужом городе, работать надо. Дабы явиться домой именно тогда, когда приказано.

Нам это новое требование кажется не вполне корректным.

Во-первых, оно противоречит первому абзацу того же пункта, который гласит:

«Днем вибуття у відрядження вважається день відправлення поїзда, літака, автобуса або іншого транспортного засобу з місця постійної роботи відрядженого працівника, а днем прибуття з відрядження — день прибуття транспортного засобу до місця постійної роботи відрядженого працівника. При відправленні транспортного засобу до 24-ї години включно днем вибуття у відрядження вважається поточна доба, а з 0 години і пізніше — наступна доба. Якщо станція, пристань, аеропорт розташовані за межами населеного пункту, де працює відряджений працівник, у строк відрядження зараховується час, який потрібний для проїзду до станції, пристані, аеропорту. Аналогічно визначається день прибуття відрядженого працівника до місця постійної роботи».

Легко представить себе ситуацию, когда работник должен, например, добраться из своего поселка в областной центр, чтобы сесть там на поезд, отходящий 10 сентября в 0 ч. 15 мин. Доехать до города работник может только на маршрутке, которая отправляется в 21-00. Если исходить из норм абзаца первого, то днем выбытия работника и, соответственно, днем начала командировки должно быть 9 сентября. И именно эта дата должна фигурировать в приказе о командировке. Однако в таком случае дата железнодорожного билета не будет совпадать с датой, установленной приказом. Аналогичная ситуация может возникнуть и при возвращении.

Во-вторых, приказ о командировке всегда основывается на некоторых предположениях. Реальные же обстоятельства могут этим предположениям не соответствовать. Скажем, работник, командированный на 10 дней, может справиться с заданием за неделю. Что же ему делать оставшиеся три дня — тупо сидеть в гостинице, чтобы не нарушать отчетность? ли, наоборот, если обстоятельства изменились и в командировке придется задержаться еще на пару дней, то работник все-таки обязан вернуться вовремя и тут же рвануть обратно — доделывать недоделанное? Мы уж не говорим о вечных проблемах с транспортом.

Вообще, существует множество вариантов, когда несовпадение дат как минимум не причиняет предприятию никаких убытков, а в ряде случаев даже дает экономию. Например, работник может по согласованию с начальством вернуться домой не на том виде транспорта, который предполагался изначально, а на более медленном и более дешевом, причем разница в стоимости проезда будет гораздо больше, чем размер суточных за лишний день командировки.

Самое главное, что непонятно, какими будут последствия несовпадения приказно-билетных дат. Подозреваем, что при обнаружении таких несовпадений во время проверки налоговики будут выбрасывать «лишние» суммы из затрат предприятия. Поэтому осторожным директорам и бухгалтерам лучше держать подобные ситуации на контроле и своевременно вносить изменения в приказы о командировках.

2. Зарплата командированного. Пункт 14 раздела I Инструкции приведен в соответствие с нормами ст. 121 КЗоТ (с учетом изменений, внесенных Законом от 19.04.2011 г. № 3231-VI). То есть из него исключено требование о сохранинии за командированным среднего заработка. Вместо этого указывается, что оплата за выполненную работу осуществляется в соответствии с условиями, определенными трудовым или коллективным договором, но размер такой оплаты не может быть ниже среднего заработка. В том же духе подправлен порядок оплаты командировок совместителей.

3. Особые сроки. Из п. 1 разд. II и из п. 1 разд. III Инструкции убрали особые требования к срокам командировки для:

—работников, выполняющих монтажные, наладочные, ремонтные и строительные работы (в пределах Украины — не дольше срока строительства объектов, за границей — в пределах 1 года);

— работников, направляемых за границу для осуществление шефмонтажа и авторского надзора во время строительства, обслуживания и обеспечения функционирования национальных экспозиций на международных выставках, проведения гастрольных и других культурных мероприятий (не дольше года);

— работников авиакомпаний, направляемых за границу для осуществления авиационных перевозок пассажиров и грузов в миротворческих миссиях ООН (не дольше 6 месяцев);

— «крушников» (не дольше периода проведения контрольных мероприятий);

— научных и научно-педагогических работников, направляемых на стажировку (не дольше 6 месяцев, для аспирантов и докторантов — 2 месяцев).

— военнослужащих, направленных на обучение в системе переподготовки, усовершенствования, повышения квалификации кадров, на учебные и итогово-выпускные сборы слушателей заочных факультетов высших военных учебных заведений (не дольше 90 дней, а при условии возмещения финансовых затрат принимающей стороной, — 18 месяцев).

— работников органов госналогслужбы и органов внутренних дел, направленных на обучение (не дольше 90 дней).

Теперь в Инструкции осталось только общее требование о непревышении 30 календарных дней при командировках в пределах Украины и 60 календарных дней при командировках за границу, а за всеми исключенями Инструкция отсылает к Постановлению КМУ от 02.02.2011 г. № 98 «О суммах и составе расходов государственных служащих, а также других лиц, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств» (далее — Постановление).

Впрочем, почти все исключенные из Инструкции особые сроки и так имеются в Постановлении. Тем, кого отправляют на учебу или стажировку в высшие учебные заведения или научные учреждения за рубежом, стало даже легче, поскольку срок обучения студентов согласно Постановлению не должен превышать двух лет, а аспирантов — одного года.

4. Стоимость питания и суточные. В п. 5 разд. II нструкции продублирована норма п. 2 Постановления об уменьшении суточных в случае бесплатного питания или включения его стоимости в счета за проживание:

«Якщо працівник, відряджений для участі у переговорах, конференціях, симпозіумах з питань, що стосуються основної діяльності підприємства,за умовами запрошення безоплатно забезпечується харчуванням організаторами таких заходів або якщо вартість харчування включається до рахунків на найм житлового приміщення, проїзних документів без визначення конкретної суми, добові витрати відшкодовуються в розмірах, що визначаються у відсотках сум добових витрат для України згідно з додатком 1 до постанови Кабінету Міністрів України від 02.02.2011 N 98, зокрема 80 відсотків — при одноразовому, 55 відсотків — дворазовому, 35 відсотків — триразовому харчуванні».

Напоследок напомним, что Инструкция, как и Постановление, распространяется исключительно на командировки работников органов государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств. Однако при проверках налоговики нередко настаивают на строгом соблюдении их норм и остальными предприятиями. На наш взгляд, эти претензии беспочвенны, тем не менее в большинстве случаев легче собюсти формальные требования этих документов, чем доказывать налоговикам, что к вам эти требования не имеют отношения.