+38 (057) 781-12-60
+38 (095) 479-79-09

Налоговый кредит снимают по акту проверки: права налогоплательщика

Предприятием на общей системе налогообложения и плательщиком НДС были получены услуги от нерезидента, место поставки которых – таможенная территория Украины. Акт выполненных работ подписан в феврале 2011 года. В Декларации по НДС за февраль 2011 г. отражены налоговые обязательства по НДС.

Так как справок об избежании двойного налогообложения от нерезидента не было, оплата произведена в апреле 2011 года, а справки получены только в ноябре этого года, поэтому налоговый кредит по этой операции был отражен в Декларации по НДС за декабрь 2011 года.

Сейчас проходит внеплановая невыездная документальная проверка по вопросу правомерности отражения налогового кредита в Декларации по НДС за декабрь 2011 года, сумму которого снимают по акту проверки. Руководство предприятия считает, что отражение налогового кредита – право, а не обязанность, и отразив его в Декларации по НДС за декабрь 2011 г., а не за март 2011 г., налогоплательщик ничего не нарушил.

Какой срок подачи возражения по акту ГНИ? Нужно ли снимать налоговый кредит по их акту или только по решению суда (судиться будем однозначно – сумма большая)? И правомерны ли действия предприятия, разбирался «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН».

Порядок отражения налогового кредита по услугам нерезидента в Декларации по НДС

Правила обложения НДС услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, в случае их поставки лицом-нерезидентом, не зарегистрированным как плательщик НДС, лицу, зарегистрированному плательщиком этого налога, или любому другому юридическому лицу – резиденту установлены ст. 208 НКУ.

Эти правила состоят в том, что во исполнение положений п. 208.2 НКУ получатель услуг от нерезидентов, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, должен начислить НДС по основной ставке НДС на базу налогообложения, определенную п. 190.2 этого Кодекса. При этом получатель услуг – плательщик НДС в порядке, определенном ст. 201 НКУ, составляет налоговую накладную с указанием суммы начисленного им НДС. Налоговая накладная составляется в одном экземпляре, остается у получателя услуг – плательщика НДС и является основанием для отнесения сумм НДС в налоговый кредит в установленном порядке.

Этот порядок установлен в абз. 4 п. 198.2 НКУ и состоит в том, что для операций по поставке услуг нерезидентом на таможенной территории Украины датой возникновения права их получателя на отнесение сумм НДС к налоговому кредиту является дата уплаты (начисления) НДС по налоговым обязательствам, включенным получателем таких услуг в налоговую декларацию предыдущего периода.

Обратите внимание, что в данном абзаце понятия «налоговая декларация» и «предыдущий период» приведены в единственном числе, а не во множественном: «налоговые декларации предыдущих периодов». Это значит, что в рассматриваемой ситуации следующим налоговым периодом за отражение налоговых обязательств по НДС, начисленных исходя из стоимости услуг, поставленных нерезидентом на территории Украины, в порядке, установленном абз. 3 п. 187.8 НКУ, является март 2011 года.

По мнению «Б&З», если предприятие не отразило налоговый кредит по услугам, полученным от нерезидента на таможенной территории Украины, в строке 12.4 Декларации по НДС за март 2011 года, то оно должно было представить уточняющий расчет с уточнением показателей Декларации по НДС за этот налоговый период в течение 1095 календарных дней (далее – к. д.), следующих за последним днем предельного срока представления налоговой декларации и/или предельного срока уплаты денежных обязательств, но до начала документальной проверки (ст. 50 НКУ).

ГНСУ в Единой базе налоговых знаний, отвечая на вопрос: «В каком отчетном (налоговом) периоде налогоплательщик имеет право на формирование налогового кредита, если налоговые обязательства при получении услуг от нерезидента на таможенной территории Украины ошибочно не были задекларированы в период их получения и включаются в уточняющий расчет?», рекомендует следующее.

Если плательщик НДС при получении услуг от нерезидента на таможенной территории Украины декларирует обязательство путем представления уточняющего расчета, то налоговый кредит по таким операциям он имеет право сформировать в налоговой Декларации по НДС, представляемой по результатам того налогового периода, в котором состоялся факт уплаты НДС по налоговым обязательствам, определенным в уточняющем расчете.

Однако в случае если плательщик НДС не включил в соответствующем отчетном периоде в налоговый кредит сумму НДС на основании полученных налоговых накладных, такое право за ним сохраняется в течение 365 к. д. с даты составления налоговой накладной на основании абз. 3 п. 198.6 НКУ.

Исходя из того, что в декабре 2011 года срок продолжительностью в 365 к. д. еще не истек, то плательщик НДС воспользовался сохраненным за ним правом на налоговый кредит на законных основаниях. Этот же случай назвала ГНСУ в ответе на вопрос 9 Обобщающей налоговой консультации № 127.

Срок возражения по акту документальной проверки

Относительно подачи возражения по акту проверки налогоплательщику следует руководствоваться положениями п. 86.7 НКУ.

В нем указано, что в случае несогласия налогоплательщика или его законных представителей с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки, они имеют право подать свои возражения органу ГНС по основному месту учета налогоплательщика в течение 5-ти рабочих дней (далее – р. д.) со дня получения акта (справки).

Такие возражения рассматриваются органом ГНС в течение 5-ти р. д., следующих за днем их получения (днем завершения проверки, проведенной в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, не исследованных во время проверки и указанных в замечаниях). Налогоплательщику высылается ответ в порядке, определенном ст. 58 НКУ для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений.

Налогоплательщик (его уполномоченное лицо или представитель) имеет право участвовать в рассмотрении возражений, о чем в них следует указать.

В случае если налогоплательщик выразил желание участвовать в рассмотрении своих возражений по акту проверки, орган ГНС обязан уведомить такого налогоплательщика о месте и времени проведения такого рассмотрения. При чем уведомление об этом высылается налогоплательщику не позднее следующего рабочего дня со дня получения от него возражений, но не позднее чем за 2 р. д. до дня их рассмотрения. Такие возражения являются неотъемлемой частью акта (справки) проверки.

Решение об определении денежных обязательств принимается руководителем органа ГНС (или его заместителем) с учетом результатов рассмотрения возражений налогоплательщика (в случае их наличия). Налогоплательщик или его законный представитель может присутствовать во время принятия такого решения.

Налоговое уведомление-решение принимается руководителем налогового органа (его заместителем) в течение:

10 р. д. со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику акта проверки в порядке, предусмотренном ст. 58 НКУ, для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений (по результатам фактической проверки – со дня регистрации (поступления) акта такой проверки органу ГНС по основному месту учета налогоплательщика);

3-х р. д., следующих за днем рассмотрения возражений и предоставления (направления) письменного ответа налогоплательщику, при наличии возражении должностных лиц налогоплательщика к акту проверки принимается с учетом заключений о результатах рассмотрения возражений к акту проверки.

Для правильного понимания указанной нормы ГНСУ в письме от 22.05.2012 г. № 8770/6/10-1115/2106 считает, что нужно различать сроки принятия налогового уведомления-решения от сроков направления (вручения) его налогоплательщику.

В контексте рассматриваемого вопроса также следует обратить внимание на письмо Высшего административного суда Украины (далее – ВАСУ) от 10.02.2011 г. № 203/11/13-11, в котором суд решил противоречия между нормами п. 56.18 и п. 56.19 НКУ.

Положения этих пунктов устанавливают разный срок обращения в суд с требованием относительно обжалования налогового уведомления-решения – 1095 к. д. и 1 месяц соответственно в пользу налогоплательщиков.

ВАСУ пришел к следующим выводам:

• налогоплательщик может обращаться в суд с требованием относительно противоправности налогового уведомления-решения в течение 1095 к. д. с момента его получения;

• срок продлевается на время досудебного урегулирования спора – процедуры административного обжалования.

Подробнее об этом см. «Комментарий к письму ВАСУ от 01.01.2011 г. № 1935/11/13-11».