+38 (057) 781-12-60
+38 (095) 479-79-09

Налоги снова поднимают

Чтобы наполнить пустеющий бюджет, власть отказывается от налоговых стимулов для бизнеса

Власть начала закручивать гайки бизнесу, не дожидаясь окончания выборов. Как только будет сформирован новый состав парламента, правительству придется вплотную заняться подготовкой бюджета на будущий год. Верстать же главный документ страны на нынешней налоговой базе просто невозможно. «Рост доходов государственного бюджета замедляется, а расходы остаются стабильно высокими. По итогам восьми месяцев дефицит сектора госуправления составил оценочно 23 млрд. грн., или 1,6% годового ВВП по сравнению с 0,9% ВВП за январь-август 2011-го», — отмечает главный экономист инвесткомпании Dragon Capital Елена Белан. Причиной активного наращивания кассовых разрывов казны стало не только дальнейшее проседание экономики, но и активная раздача льгот. И в результате деятельности правительства и депутатов в следующем году их должно стать еще больше. Представляя виртуальную версию бюджетного законопроекта, премьер недавно похвастался: благодаря стараниям его команды в следующем году бизнес сможет сэкономить на налогах совокупно около 70 млрд. грн., или почти в полтора раза больше, чем в 2012-м. В итоге наполнять казну будет практически некому. Поэтому государство решило спешно дать задний ход.

Три миллиарда из воздуха

2 октября депутаты в первом чтении поддержали предложение председателя парламентского комитета по финансам, банковской деятельности, налоговой и таможенной политике Виталия Хомутынника проиндексировать на размер инфляции некоторые обязательные платежи (законопроект №10687). Документ предлагает со следующего года увеличить на 7,9% (прогноз роста потребительских цен) некоторые ставки акцизного сбора, экологического налога, платы за землю, нормативная оценка которой не проводилась, сбора за первую регистрацию транспортных средств и пользование радиочастотным ресурсом. На 9,4% (годовой прогноз промышленной инфляции) вырастут ставки сбора за пользование недрами, за специальное использование воды и лесных ресурсов. По подсчетам автора законодательной инициативы, внедрение ее в жизнь принесет в будущем году бюджету дополнительно около 3 млрд. грн. То, что подобные законы должны приниматься, как минимум, за полгода до их вступления в силу, уже давно никого не смущает. Равно как и то обстоятельство, что по итогам восьми месяцев, к примеру, потребительские цены согласно данным официальной статистики снизились на 0,4%. При этом в пояснительной записке к упомянутому законопроекту говорится, что он разрабатывался именно «в связи с необходимостью обеспечить соответствие размеров ставок налогов и сборов, установленных в абсолютных значениях, инфляционным процессам в экономике».

Впрочем, куда большие последствия будет иметь утверждение правительственных предложений по «усовершенствованию» налогового законодательства. Соответствующие законопроекты (№11284 и 11285), подготовленные совместными усилиями ГНС и Минфина, были поданы в парламент также во вторник, 2 октября. Причем, скорее всего, посодействует их оформлению в законы еще нынешний состав парламента. Дополнительные доходы для бюджета чиновники решили обеспечить в первую очередь за счет пересмотра налогообложения операций с ценными бумагами и подакцизных товаров.

Во-первых, законотворцы предлагают ввести шестимесячный срок, в течение которого могут использоваться акцизные марки старого образца в случае их замены на новые (сейчас таких ограничений вообще не существует), а также авансовую плату за них. Хорошим стимулом соблюдать эти требования может стать предлагаемые в законопроекте новые виды штрафа — за нарушение условий хранения, производства и реализации подакцизной продукции в размере 200% от стоимости «неправильного» товара. Причем законопроект предлагает установить солидарную ответственность за упомянутое нарушение, то есть штраф будет взиматься со всех компаний в цепочке производство — продажа. Очевидно, что под удар попадут не только поставщики контрафактной продукции, но и те, кто, скажем, вовремя, не отказался от устаревших акцизных марок. Кроме того, правительство хочет пересмотреть механизм установления акцизных ставок: увеличить ее фиксированную составляющую и уменьшить адвалорную. К тому же подобное повышение уже расписано на три года вперед. В следующем году фискалы рассчитывают получить от акцизных новаций дополнительно 800 млн. грн. Еще около 400 млн. грн. планируют собрать, расширив круг плательщиков целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ. Ее будут платить компании, закупающие газ для своих потребностей у нерезидентов, и нефтегазодобывающие предприятия по ставке 8% от таможенной стоимости и 16% от стоимости газа, использованного в качестве топлива или сырья.

Однако наиболее масштабные пертурбации ожидают рынок ценных бумаг. Чтобы победить налоговые минимизации и схемы по выводу средств с помощью «мусорных» ценных бумаг (ЦБ), Кабмин хочет ввести 3%-ный налог со всех внебиржевых операций с ЦБ. Учитывая объем внебиржевого рынка в 2011 году в 1,94 трлн. грн., речь идет о попытке заставить торговцев ежегодно платить до 58 млрд. грн. Эксперты говорят, что появление такого налога вряд ли похоронит наработанные схемы. Просто их использование незначительно подорожает.

Предприниматели-минимизаторы и предприниматели-рабы

В начатом государством крестовом походе на льготы и преференции незамеченными пока остались упрощенцы. Ставки налога для пятой и шестой групп единоналожников снижаются с семи и 10% до пяти и 7% соответственно, а для предприятий шестой группы снимаются все ограничения по количеству наемных работников. И именно эти группы, как считают отраслевые эксперты, станут основным локомотивом для ухода от налогов. Однако такие послабления сторицей компенсируют другие новации. Фискальные законопроекты обяжут применять кассовые аппараты львиную долю плательщиков единого налога — самую многочисленную третью группу (в том числе и интернет-магазины). А «недобор» из-за снижения ставок для «самых маленьких» налоговая может перекрыть за счет увеличения проверок рыночных торговцев (законопроекты снимают нынешние законодательные шероховатости, которые мешают ГНС мониторить рынки по полной). Горизонты проверочной деятельности налоговой будут расширены не только за счет упрощенцев. Упомянутые законопроекты наделяют ГНС полномочиями осуществлять контроль над соблюдением валютного законодательства субъектами внешнеэкономической деятельности, что сейчас относится лишь к компетенции НБУ.

Маленькая отсрочка для лоббистов

Следующим этапом в борьбе за наполнение казны, скорее всего, станет отмена части действующих налоговых льгот. Налоговая уже предложила лишить преференций по налогу на прибыль производителей детского питания и биотоплива, авиа- и судостроение, гостиницы и аграрное машиностроение, что совокупно должно пополнить бюджет на 2,3 млрд. грн. Однако отраслевым лоббистам пока удалось отстоять подопечных. Теперь правительство будет искать слабое звено — проверять экономическую целесообразность действующих льгот, чтобы пустить под нож «самые бесполезные».

«Страховые схемы» снова заработают

В ближайшее время Верховная Рада рассмотрит правительственный законопроект о внесении изменений в налоговый кодекс (№11005). По словам президента Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ) Наталии Гудымы, документ предлагает оставить страховщикам действующую систему налогообложения. На данный момент страховые компании находятся в исключительном положении: вместо традиционного налога на прибыль (21%) они уплачивают 3%-ный сбор с валового дохода.

Формальная причина для отказа от введения налога на прибыль для СК — острый дефицит средств в госказне. Первое полугодие рынок завершил с прибылью 29,137 млн. грн., а собранные страховые премии составили 8,9 млрд. грн. То есть сумма налога с вала — около 350 млн. грн. «Если бы для СК существовала общая система налогообложения, то поступления в бюджет составили бы 88 млн. грн. Учитывая такую убыточность для бюджета, и были предложены изменения в налоговый кодекс», — поясняет президент ЛСОУ.

Чтобы увеличить страховые сборы в казну, правительство намерено расширить перечень доходов СК, подлежащих налогообложению. Налог будет взиматься не только с премий, но и с инвестдохода от размещения средств по страхованию жизни, доходов от реализации регрессных требований (в части превышения над выплаченными страховыми возмещениями), начисленных процентов по депонированным премиям и т.д.

Но увеличивая поступления в госбюджет, законодатели создают почву для возврата схем минимизации налогообложения через страхование. Согласно законопроекту премии, отданные в перестрахование, не будут облагаться налогом (сейчас с суммы каждой перестраховочной операции взимается 3%). Это создаст идеальные условия для возврата на рынок некогда суперпопулярных серых схем. Их механизм строится на перебрасывании платежей по цепочке из нескольких СК под видом перестрахования. В конце концов, средства попадают в специально созданные под этот бизнес компании-однодневки, которые банкротятся и исчезают вместе с деньгами.